Как нам научиться ценить самого ребёнка, а не «за» и не «потому»

Designed by Freepik

Продолжаем цикл статей для родителей на тему, каким должен быть ребёнок «успешным» или «счастливым». В жизни бывают ситуации, когда социум или родители начинает ценить («любить») или не ценить («не любить») ребёнка, т.е. относиться к нему через призму его поведения или успехов в учёбе, или за его достижения в различных учебно-научных, творческих проектах. Но что на самом деле нужно и важно для ребёнка, чтобы его ценили за успехи или любили? Давайте обсудим.

Если бы сейчас мы спросили самого обычного ребёнка, что бы он хотел, чтобы его ценили (любили) за его успехи, учёбу, достижения или за то, что он просто есть, просто живёт и он просто ребёнок? И, наверное, каждый ребёнок ответил, если бы ответ шёл прямо из его сердца, а не от ума для его родителей: «Я хочу, чтобы меня просто любили (ценили) за то, что я есть». Я думаю, что каждый из нас, родителей, в своём детстве хотел того же от своих родителей – просто любви.

И нам, родителям, важно говорить о своей любви к нашим детям вслух, чтобы они об этом знали и регулярно слышали от нас слова любви. Что мы их любим просто так, за то, что они наши дети, а не за то, какие у них оценки или поведение в школе, не за то, что про них говорит учительница или соседка, не за то, насколько они послушны или успешны в социуме.

Каждый ребёнок уникален со своим индивидуальным набором качеств, способностей и талантов. А вот шаблоны, стандарты, ярлыки одинаковые, которые социум часто вешает на детей. Ярлыки социум будет вешать всегда! Главное, чтобы сам ребёнок, а особенно его родители, не поверили в эти навесные таблички (образы).

Табличка или образ, который «прилепился» к ребёнку, всегда мешает видеть настоящего ребёнка и его истинную личность. Каждому взрослому желательно научиться отделять саму личность ребёнка и поступки этой личности.

Поступки ребёнка – это не сам ребёнок. Поведение, поступки могут быть плохими или хорошими, но сам ребёнок, его личность, не хороший и не плохой. Он такой, какой он есть, со своими плюсами и минусами, он такой, каким хочет быть, каким хочет казаться перед другими. Он сам делает выбор. Взрослым нужно уважать выбор ребёнка. Если у ребёнка есть право выбора, то и у взрослых есть право — не принимать его определённые поступки, поведение, но не личность, которую нужно принимать, уважая её выбор. Поступки и поведение можно изменить, а вот самого человека очень сложно, только если он сам захочет измениться.

Любите и цените вашего ребёнка не за то, какой он успешный, не потому, что он хорошо ведёт себя или учится, как требуют стандарты социума, а просто так, как уникальною и неповторимую личность под именем «ваш ребёнок». Безусловная любовь родителей всегда поддержит ребёнка в сложных жизненных ситуациях, поможет увидеть в нём интересную личность, которая растёт и развивается, а также поможет стать счастливым успешным взрослым. Главные учителя детей – это мы их родители. И именно нам нужно научить ребёнка любить себя и принимать себя таким, какой он есть.

Кунц Анна Владимировна,
педагог-психолог