Отношения сотрудничества родителя и ребёнка – путь к самостоятельности ребёнка (часть 1)

Designed by Freepik

В жизни большинства взрослых возникает такой период, когда у них появляются дети, и перед ними встаёт задача: «Как воспитать в ребёнке самостоятельность и при этом, чтобы она бы не перешла во вседозволенность?».

Представьте картинку. Перевёрнутая пирамида, вершиной вниз, которая идёт своими лучами вверх. Зона внутри пирамиды – это зона самостоятельности ребёнка, зона снаружи – это окружающий мир и жизненные пространства других людей. Точка вершины пирамиды внизу – это период жизни, когда ребёнок маленький, концы пирамиды вверху – это период взрослого человека, обладающего полной свободой выбора. Ответственность родителей дать такое воспитание ребёнку, чтобы его полная свобода на верхнем уровне пирамиды не переросла во вседозволенность и нарушение границ других людей.

Цель воспитания состоит в том, чтобы ребёнок знал, где заканчиваются границы его самостоятельности и начинаются границы и интересы других людей. Эти границы с детства закладываются в каждой семье. Именно родителям необходимо выстроить определённые границы для ребёнка и в этих границах дать ему полную свободу.

Границы с возрастом ребёнка расширяются. Чем старше ребёнок, тем шире у него границы, больше самостоятельности и ответственности за самого себя, свои поступки и действия. А чем младше ребёнок, тем меньше у него самостоятельности, которую он может взять на себя, и тем больше контроля и ответственности за него со стороны родителей. Границы (или правила, ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни каждого ребёнка, но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Для родителей также важно не затянуть процесс передачи ответственности за отдельные области жизни самому ребёнку, в то же время, не отдать её раньше, где он сам может не справиться. У разных детей этот процесс идёт по-разному. Один рано становится очень самостоятельным и ответственным, он любит всё делать сам, не любит, когда ему помогают. Другой ребёнок постепенно учится быть самостоятельным, он часто требует внимания и поддержки со стороны родителей. Но если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может сделать самостоятельно, а остальное дайте ему возможность выполнить самому.

Этапы сотрудничества родителей и ребёнка:

  1. Полный контроль со стороны родителей и полная поддержка.
  2. Частичный контроль и полная поддержка.
  3. Самостоятельность ребёнка, полная поддержка и наблюдение со стороны, если нужно будет вовремя и быстро помочь.

Вначале родитель поддерживает и контролирует ребёнка, но постепенно отходит от контроля и даёт ему всё больше и больше самостоятельности, но продолжает его психологически поддерживать. Представьте, что ваш ребёнок скачет в седле, а вы рядом уже не поддерживаете рукой его седло, но все равно бежите рядом. Именно ваше присутствие и внутренняя поддержка даёт силы ребёнку!

Кунц Анна Владимировна,
педагог-психолог